Знай-Как.ру

Интернет журнал о том как выбрать лучшее!

Главная » Авто и мото » Как выбрать моторное масло

Сегодня многих автомобилистов, особенно тех, кто сравнительно недавно приобрел автомобиль, интересует ответ на вопрос обеспечения долговременной и стабильной работы двигателя. Одним из важных критериев в этом немного сложном деле является замена масла, которую специалисты рекомендуют проводить своевременно. Данное мероприятие особенно важно для тех, кто приобрел подержанную машину или наоборот, новенький и еще сверкающий автомобиль собирается оправить на первое ТО. Заглянув в автомагазин, вы будете удивлены внушительным ассортиментом масел. Однако в данном случае спешить не стоит. Ведь здесь необходимо сделать правильный выбор, тем более что масло обеспечивает долгую и уверенную работу двигателя.

Типы моторных масел.
motoroil2Перед тем как вы сделаете выбор, давайте рассмотрим предложенный вам ассортимент моторных масел, а также познакомимся с обозначениями и классификациями. Прежде всего, поговорим о видах масел.
Минеральное масло имеет сложный техногологический рецепт приготовления. Оно создается путем перегонки и очистки нефти. Синтетическое моторное масло производится при синтезе газов. Полусинтетическое, в свою очередь, является их смесью. Также выпускается гидрокрекинговое масло, но о нем мы поговорим позднее.
Минеральные масла (иногда их еще называют нефтяные), создаются из нефти путем дистилляции и рафинирования. Они включают в себя множество присадок, которые довольно быстро утрачивают свои свойства. Минеральные масла бывают трех видов - парафиновые, нафтеновые и ароматические. Данные виды различаются друг от друга строением находящихся в них углеводородов. Более пригодными для создания смазочных масел являются парафиновые базовые масла. Они обладают лучшими характеристиками относительно вязкости и температуры.
Сера, которая также находится в исходном сырье, активирует окислительные свойства масла. Если наличие серы составляет менее 1%, то вероятность износа деталей движка будет меньше. Если серы присутствует больше, то ее следует удалить из исходного сырья, но такая процедура приводит к подорожанию конечного продукта. Данный вариант масла считается самым дешевым, хотя он и предусматривает частую замену.
Из-за не слишком высоких качеств, данный тип моторного масла рекомендуется использовать в том случае, если не подразумевается работа движка в более тяжелых условиях. На автомобилях советских времен использование минеральных масел вполне целесообразно. «Минералка» более вязкая, поэтому она не будет подтекать, например, при наличии достаточно изношенных сальников.
Синтетическое масло создается путем синтеза химических соединений для придания продукту требуемых свойств. От «минералки» «синтетика» отличается рядом немаловажных преимуществ. Большая текучесть синтетического масла позволяет снизить трение между деталями, отражается на увеличении мощности, а также снижает расхода топлива. Низкая температура прокачивания делает работу двигатель исправнее, в таком случае он будет работать даже при низких температурах без перегрузок. Высокая температура испарения не позволяет «синтетике» реагировать на нагрев или перегрев. Химическая стабильность масла сильно влияет на характеристики, которые не меняются, так как масло в процессе работы движка не подвергается окислению и не парафинизируется. Кроме того, синтетическое масло имеет большой срок службы.
Перечисленные выше достоинства сказались на цене. «Синтетика» в несколько раз дороже «минерального». Но использование синтетического масла оправдывает себя, прежде всего, условиями эксплуатации, которые далеки от идеальных.
Полусинтетические и гидрокрекинговые масла стали неким компромиссом между двумя видами моторных масел, которые мы рассматривали ранее.
motoroil3Полусинтетическое масло создают путем смешивания качественного минерального с синтетическими базовыми составляющими. Полученный продукт дешев, по сравнению с синтетическим маслом. А его эксплуатационные характеристики, лучше, чем у минерального. Применение «полусинтетики» эффективно в умеренном климате, а также при умеренных нагрузках.
Гидрокрекинг - еще один вариант изменения характеристик минерального масла в лучшую сторону. Он представляет собой «выпрямление» углеводородов через перегруппировку атомов, что приводит к созданию изомеров. Однако данный вариант имеет и недостатки. Гидрокрекинговое масло по своим характеристикам близко «синтетике», но оно очень быстро утрачивает свои свойства.
Необходимо также вспомнить о недобросовестности производителя. Иногда покупая масло такого типа, автомобилист считает его синтетическим, в то время как оно является минеральным, хотя и обладает измененной структурой молекул с комплексом присадок. Да и как тут не запутаешься. К примеру, масло Castrol TXT Softec Plus может быть, как синтетическим, так и минеральным, созданным путем гидрокрекинга. В данном случае, рекомендуется более внимательно изучить этикетку масла до его приобретения.

Классификация моторных масел.
Если вы собираетесь выбрать моторное масло, не стоит забывать о рекомендациях производителя вашей машины. Если в вашем автомобиле стоит двигатель с неновой конструкцией, масла более высокого класса ему не подойдет.

Классификация моторных масел по вязкости SAE.
motoroil4Вязкость масла - одна из главных характеристик данного продукта. Именно от вязкости и будет зависеть, насколько в зимний период будет легко происходить холодный пуск. Данная спецификация представляет собой международный стандарт и используется повсеместно. Она обозначает три вида моторных масел по вязкости: летнее, зимнее и всесезонное. Зимнее масло имеет обозначение «W» . К букве также добавляется число, к примеру, SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. В данном случае число обозначает - «зимний» индекс. Он сообщает покупателю о минимальном уровне температуры, при которой рекомендуется использовать данное масло. Масло, разработанное для использования в летний период, обозначено номером: SAE 20, 30, 40, 50, 60. Всесезонное масло представляет собой комбинацию обозначений летних и зимних видов: SAE 5W30, SAE 10W-40.
Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам.
На сегодняшний день существует две системы классификации масел - американская и европейская. Обе системы определяют области применения моторных масел, хотя вторая более точная. Установить к какому классу относится масло, можно при испытании в двигателях или на стендах и моторных установках. Кроме того масла имеют определенные свойства - моющие, антиокислительные, противоизносные и прочие.

API-классификация.
По классификации API моторное масло подразделяется на две категории: «S» (service) и «С» (commercial). Для бензиновых моторов разрабатывались масла категории «S», для дизельных - «C». Узнать к какой категории относится выбранное масло, можно внимательно изучив этикетку. Среди обозначений вы найдете двухбуквенное значение: первой будет «C» или«S», вторая буква сообщает о качестве моторного масла. При этом, чем дальше от начала алфавита, тем лучшего качества выбранное вами масло. Такие классы масел, как SA, SB, SC, SD, SF созданные для бензиновых и CA, CB, CC, CD - для дизельных моторов, считаются устаревшими и встречаются редко. Масла с маркировкой «A», «B» сняты с производства. Все масла, которые были перечислены, имеют заниженные эксплуатационные показатели. Они выпускались для моторов, которые могли работать на менее качественном масле.
Классификация производимых на сегодняшний день масел по API выглядит так. Для бензиновых двигателей выпускаются такие виды, как SG (1989), SH (1993), SJ (1996), SL (2001), SM (2004). Заметьте, что в скобках указывается та дата, с какого года выпуска мотора, следует использовать данный вид масел. Для дизельных двигателей подходят CD (1955), CD-II (1987), CE (1987), CF (1994), CF-2 (1994), CF-4 (1990), CG-4 (1995), CH-4 (1998), CI-4(2002). В данном случае цифры 2 и 4 указывают на то, что данное масло рекомендуется для двух и четырехтактных моторов соответственно.
Если на этикетке вы заметили сразу две маркировки, например, SJ/CH-4, перед вами универсальное масло, которое можно использовать для бензиновых и дизельных двигателей. Помимо этого в классификации API присутствует маркировка EC1, EC2. Таким образом, обозначаются масла, которые имеют энергосберегающие свойства. При этом, чем больше цифра, тем значительнее экономия топлива.

Классификация ACEA.
Классификация ACEA появилась примерно 12 лет назад. Данная классификация более полно характеризует области использования моторных масел. В данном случае особое внимание уделяется противоизносным свойствам масел. Все масла обозначаются буквой. Например, масло с маркировкой «А» предназначено для бензиновых моторов, В и Е - для дизельных. Также рядом с обозначением ставится цифра, которая указывает на характеристики масла. Через дефис ставится время утверждения или изменения спецификации. Спецификации разделяются на группы в соответствии с эксплуатационными характеристиками масел. Масла для бензиновых моторов легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов имеют следующие маркировки: А1-96, А2-96, А3-96, А4-98, А5-2002. Масла, разработанные для дизелей легковушек, фургонов, микроавтобусов обозначаются немного иначе - B1-96; B2-96; B3-96, B4-98, В5-2002. В свою очередь масла для моторов тяжелых грузовиков и автопоездов маркируются как E1-96, E2-96, E3-96, E4-98, Е4-99, Е5-99.
В 2004 году в ACEA появился новый класс масел, которые обозначаются буквой C. Его можно использовать, как для бензиновых, так и для дизельных двигателей.

Так какое же масло выбрать?
motoroil5Сейчас выпускается несколько видов масел, которые различаются по принципу производства. При этом, каждый вид имеет классификацию по степени вязкости и эксплуатационным свойствам данного продукта. Если вы не хотите запутаться во всем этом разнообразии, обратитесь к руководству по эксплуатации. Как правило, производители указывают, какими именно характеристиками должно обладать моторное масло для движка вашей машины.
Несомненно, следует стремиться выбирать масло, которое по своим свойствам как можно лучше подходит к рекомендуемому производителем. Однако также необходимо ориентироваться и на конкретный двигатель, а именно: на его возраст, условия эксплуатации.
И так, следует учитывать условия эксплуатации машины: средние - умеренные нагрузки в рамках «город-трасса», в умеренном климате, тяжелые - транспортировка грузов, гонки или иные автосостязания, тропический и северный климат.
Уровень изношенности двигателя может быть: слабым – до 75 тыс. км, средним – 100-150 тыс. км, а также повышенным – до 200 тыс. км. Кроме того, не стоит забывать о совместимости определенных видов масел с заливаемыми в двигатель материалами.
К примеру, в старых ВАЗовских моторах, сальники и прокладки, которые были выпущены из нитрильной резины, не подойдут под использование с синтетическими маслами, которые выпускаются в последние годы. Если вы замените эти детали на аналогичные, которые выполнены из более совершенных материалов, вы сможете попробовать залить и синтетическое масло.
При выборе масел также необходимо обращать внимание на сезонность. Как вы понимаете, приобретать зимой летнее масло не разумно. Также следует принимать во внимание изношенность мотора. Если ваш двигатель буквально «на последнем издыхании» нет смысла использовать «синтетику». Такое масло вряд ли его реанимирует, к тому же на данный случай имеются другие средства. А вот использовать дешевую «минералку» для современного и мощного движка, рука поднимется не у каждого автовладельца.

Почему важны рекомендации производителя.
Использование моторного масла в соответствии с рекомендациями автопроизводителей - это гарантия бесперебойной работы мотора вашего автомобиля. Если рекомендуется масло 10w-40, то воспользоваться 10w-50, можно, но данный продукт при высоких температурах становится более вязким, что может привести к недостаточному смазыванию определенных деталей механизма, и отразится на повышенном расходе топлива и ускорит износ всего мотора. Применение масла 15w-40 негативно повлияет на пуск двигателя в морозы. Однако если вы живете в крае с умеренным или теплым климатом, использование такого масла вполне допустимо.
Не стоит забывать о том, что применение моторного масла с большей вязкостью, чем рекомендовано производителем, может привести к нежелательным последствиям. В таком случае, как при пуске, так и в рабочем режиме, автомобиль хуже прокачивает масляный насос по системе смазки, в результате чего, отдельные детали испытывают большое трение. Однако если вы приобретете более текучее масло, чем указанно в инструкции к вашему автомобилю, то вы столкнетесь с повышенным износом частей двигателя, а также утечками масла.
Поэтому производитель, обычно приводит средние значения класса вязкости SAE и указывается поправку на условия эксплуатации автомобиля.
В ряде случаев, в руководстве по эксплуатации, также указывается конкретная марка масла, к примеру, оригинальное масло Toyota, созданное для одноименных автомобилей. Также приводится спецификации производителей, к таким маслам можно отнести GM 6094M (General Motors), WSE-M2C 9 (Ford). В таком случае, если ваша машина находится на гарантии, рекомендуется приобрести масло указанного типа в сервисном центре или у дилера, для предотвращения в будущем неприятностей связанных с бюрократическим характером по гарантии. В том случае, если гарантийный срок вашего «коня» уже истек, рекомендуется использовать и другие марки моторных масел, которые имеют подходящие характеристики. Перед заменой, как и при переходе на другой вид масла, движок следует предварительно промыть.

Условия и особенности эксплуатации.
motoroil6Любое моторное масло, не зависимо от типа, должно сохранять свои свойства по вязкости в конкретном диапазоне температур, а также при определенных условиях эксплуатации. Большинство масел, выпускающихся в последнее время, являются всесезонными. Хотя по желанию можно приобрести масла для использования только зимой или летом. При подборе сезонного масла необходимо учитывать рекомендации производителя, а также делать поправку на климат вашего региона.
Зимнее масло, как правило, обеспечивает запуск мотора в холодное время года. Оно хорошо прокачивается по системе смазки при низких и даже отрицательных температурах. Масло класса вязкости 0W считается лучшим. Оно сохраняет лучшую текучесть при минусовых температурах. Использование данного масла не допускается только в тех случаев, если это не рекомендуется самим производителем данной модели. Помимо этого, при выборе моторного масла, следует ориентироваться на условия эксплуатации, а также хранения. Например, если машина в ночное время находится в теплом гараже, и с холодным пуском в -30 вы, как правило, не сталкиваетесь, можно воспользоваться не SAE 0W, а более вязким маслом.
При выборе моторного масла для летнего периода, обратите внимание на способность данного продукта сохранять вязкость, смазывать и охлаждать трущиеся детали мотора. Такая способность защитит двигатель от усиленного износа, снизит возможность перегрева и заклинивания двигателя в жару. Для средней полосы России и Европы, автопроизводители рекомендуют среднее по характеристикам масло - класс 40. Автовладельцам, находящимся в экваториальных и тропических областях, следует заливать масла с «летним» классом 60.
К сожалению, сезонное масло на прилавках магазинов уже почти не встретишь. Да и производители рассматривают его применение лишь в качестве временного варианта. Что касается использования всесезонных моторных масел, их рекомендуется выбирать с индексами 10W-40 или 5W-30.
Смешивать различные виды масел не рекомендуется, так как они могут быть несовместимы. Если вы намериваетесь перейти от зимнего масла с индексом 5W-40 на масло 10W-40 или в обратном направлении, такое сочетание вполне уместно. Но перед тем как вы зальете масло, обратите внимание на то, что оба масла одного типа, и одного производителя.
Но существует еще один момент, который также следует отнести к особенным условиям. Многие автомобилисты, для уменьшения затрат на топлива, оснащаются свои автомобили газобаллонным оборудованием. Природный газ не только значительно дешевле бензина, он также увеличивает пробег автомобиля между заменами масла почти в два раза. Такие улучшения происходят благодаря отсутствию в газе «жидкой составляющей», которая приводит к изменению свойств масла. Для таких двигателей следует подбирать масла с «летним» классом повыше, к примеру, SAE 50.

Степень износа двигателя.

На различных стадиях жизненного цикла, двигателю необходимо разное масло. При смене моторного масла, не стоит забывать эту аксиому. Так, для обкатки мотора, во время притирки деталей, на заводе используют специальное масло, менять которое не следует до установленного срока. Как правило, это масло не самого лучшего качества, но со специальными присадками, улучшающими приработку деталей. На период обкатки автомобиля следует использовать менее качественное масло, в том числе минеральное, так как оно способствует приработке намного лучше, чем самая хорошая «синтетика».
Когда период обкатки заканчивается, приходит время для заливки более качественного по вязкости, а также температурной устойчивостью масла, которое продлит ресурс двигателя. Позднее, потребуется снизить характеристики моторного масла, так как при большом износе расход масла с меньшей вязкостью будет постепенно увеличиваться из-за протечек.
Таким образом, вязкость подбираемого масла должна отвечать не только рекомендациям производителя, условиям эксплуатации, но и соответствовать состоянию двигателя: чем больше изнашивается двигатель, тем более вязкое масло вам придется заливать.

Замена, доливка масла.
motoroil7При эксплуатации машины время от времени необходимо менять и доливать масло. Как правило, пробег автомобиля от замены до замены масла должен составлять 10 тысяч км. Более частая смена масла требуется дизельным двигателям или при езде агрессивного стиля, а также в условиях недолгих зимних поездок. В изношенном моторе свойства моторного масла ухудшаются быстрее. Причиной тому может стать попадание в детали двигателя пыли, продуктов износа, а также частиц, которые образовались в результате сгорания топлива. В таком случае масло следует заменить раньше требуемого срока. А вот масла с маркировкой LongLife рекомендуется после 15000-25000 км.
Если у вас залито сезонное масло, не забудьте его заменить на другое с наступлением другого периода. Также масло следует сменить, если вы приобрели подержанный автомобиль и не знаете какое масло, заливал прежний хозяин. В таком случае не помещает провести промывку двигателя, для этого разработаны специальные масла.
Во время эксплуатации автомобиля необходимо также следить за уровнем масла и доливать при необходимости. Как мы уже отмечали, смешивать моторные масла разных производителей не следует. Однако, в крайних случаях допускается, если доля доливаемого масла не превышает 15%. Полученную смесь по возможности необходимо заменить. А вот смешивать синтетическое с минеральным не стоит. При подобных смешиваниях свойства масел значительно ухудшаются. Допускается только смешивание синтетического масла с другими типами масел, выпущенными одним производителем.

Где купить.
motoroil8Приобретать масло лучше всего в специализированном магазине или у официального партнера производителя масел. Как правило, у дилера вы сможете также получить гарантии, что приобретенное вами масло не является подделкой, тем более что в последнее время рынок буквально переполнен низкокачественной продукцией. С одной стороны, рекомендуется покупать продукцию зарекомендовавших себя компаний, но в тоже время их чаще всего и подделывают.
Следовательно, при выборе масла необходимо проявить максимум бдительности. Если у вас возникли хоть малейшие сомнения относительно качества предложенного вам продукта, лучше перестраховаться и совершить покупку в другом месте.
Стоимость минерального моторного масла - от $3 за 1 литр, полусинтетического - от $6 и синтетического - от $11. Заметьте, что это только минимальные цены. При выборе масла необходимо ориентироваться на собственные финансовые возможности. Возможно, стоимость наиболее оптимального моторного масла, рекомендованного производителями для вашей машины, будет достигать суммы в $20 и более за 1 литр.

Оцените эту статью:
Голосов: 0 Общая оценка: 0.0
Распечатать Распечатать

Добавить комментарий